революция в мире медицины: кому поможет антибиотик нового поколения? → лучшие клиники и врачи Москвы 2020 | MEDRATING.RU

Революция в мире медицины: кому поможет антибиотик нового поколения?

25/09/2020
Российские ученые нашли природное оружие против патогенов. Как открытие чудо-антибиотика (речь идет о пeптиде эмерициллипсина A), изменит мировую медицину, телеканалу «МИР 24» рассказала терапевт-пульмонолог Марина Казакова.

- К какому типу антибиотиков относится вещество пeптид эмерициллипсин A, которое открыли российские ученые?

Марина Казакова: Антибиотик относится к классу пептидов – это белковые молекулы. Его разработали на основе субстанции микроскопического грибка, как и многие другие антибиотики.

- По словам разработчиков, вещество подавляет у бактерий способность к образованию биопленок. Что это означает на практике?

Марина Казакова: Бактерии научились обходить наши способы борьбы с ними, у них есть достаточно много механизмов формирования резистентности к антибактериальным препаратам. Одним из способов защиты бактерий от наших воздействий является образование биопленок. Это колонии бактерий, которые представляют собой плотную пленку, под которую вещества извне проникнуть практически не могут, а внутри этой пленки бактерии для себя создают оптимальную среду, в которой они прекрасно себя чувствуют.

- Традиционные антибиотики не обладают такими способностями?

Марина Казакова: Есть разные группы антибиотиков. Основные, которые сейчас используются, направлены на другие механизмы.

- Новый антибиотик уже назвали революционным. Вы согласны с таким определением?

Марина Казакова: Думаю, пока выводы делать преждевременно. Открытие любого антибиотика в наше время – это уже сенсация и большое достижение, потому что крайне мало новых молекул открывается, резистентность к антибиотикам растет, скорость будет еще выше после пандемии, когда все принимают антибиотики, кому они даже не нужны. Любая новая молекула – это многообещающе. Но нужен полный цикл клинических исследований, прежде чем мы объявим о том, что у нас есть революционный препарат.

- Это вещество, утверждают ученые, практически универсально. Значит ли это, что оно эффективно против любых патогенов?

Марина Казакова: Как правило, антибиотики, которые разрабатываются, имеют широкий спектр действия. В широкое использование новый антибиотик вряд ли пустят, это будет резерв для тяжелых инфекций, если он дойдет до рынков.

- Благодаря этой разработке даже бактерии, устойчивые к антибиотикам последнего поколения, будут побеждены?

Марина Казакова: Будем надеяться, что это будет так. Все врачи будут счастливы.

- Исследователи отметили нетоксичность нового вещества. Значит ли это, что у него нет противопоказаний?

Марина Казакова: Нет, потому что должно пройти три фазы клинических исследований и пострегистрационные исследования. Только тогда будет сформирован полный список побочных эффектов, оцениваться эффективность и безопасность этого антибиотика.

- Его эффективнее использовать как самостоятельный препарат или в комплексе?

Марина Казакова: Скорее всего, это покажут клинические исследования. У нас есть примеры комбинированных препаратов, которые используются в качестве добавки к основному антибиотику для преодоления устойчивости бактерий. Что будет с новым антибиотиком, данные покажут.

- Сколько могут продлиться клинические исследования?

Марина Казакова: Лабораторные испытания, как правило, проходят на лабораторных животных. Сроки – от нескольких месяцев до нескольких лет. Все будет зависеть от финансирования, от того, как себя покажет препарат.

- Можно ли это открытие считать прорывом в мировой медицине?

Марина Казакова: Несколько преждевременно пока об этом говорить. То, что открыта новая молекула, это прекрасно, это всех очень воодушевляет, но давайте дождемся окончания клинических исследований.