учёные обнаружили раковые клетки в останках древней рептилии → лучшие клиники и врачи Москвы 2020 | MEDRATING.RU

Учёные обнаружили раковые клетки в останках древней рептилии

13/02/2019
Специалисты из Германии и США обнаружили остеосаркому у рептилии Pappochelys rosinae (pappochelys в переводе с греческого означает «дедушка черепах»), обитавшей около 240 млн лет назад. По словам учёных, это наиболее древний известный случай такого заболевания у высших позвоночных, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на RT.

Окаменелые останки P.rosinae были обнаружены на юго-западе Германии в 2013 году. С помощью микроскопии и компьютерной томографии специалисты изучили левую бедренную кость рептилии длиной около пяти сантиметров. На ней они обнаружили большой нарост, анализ которого показал, что P.rosinae страдал от периостальной остеосаркомы. Этот тип злокачественного образования развивается на поверхности кости.
По словам соавтора исследования, научного сотрудника Музея естественной истории Карнеги (США) Брюса Ротшильда, обнаружить раковые клетки в древних останках удаётся крайне редко, поскольку это довольно сложно осуществить с технической точки зрения. Тем не менее учёные считают, что опасная болезнь поражала живых существ не реже, чем в наши дни.

«Результаты исследования доказывают, что неконтролируемый рост опухолевых клеток у живых существ происходил ещё в триасовом периоде и что рак не является характерной особенностью современной цивилизации. Эта проблема уходит корнями глубоко в историю эволюции позвоночных», — отмечают авторы работы.

P.rosinae, предки современных черепах, жили в среднем триасе 242—235 млн лет назад. Однако из-за длинного туловища и хвоста они больше напоминали ящериц: у P.rosinae ещё не было панциря, но грудные рёбра уже расширились. Через пару десятков миллионов лет они соединились, образовав «броню». Всего на формирование полноценного панциря ушло около 50 млн лет. Полностью «бронированные» черепахи появились около 210—205 млн лет назад.